Какие государственные органы контролируют НПФ

Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Читайте также:
Индексация военных пенсионеров в 2021 году

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Негосударственные пенсионные фонды

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Читайте также:
Перерасчет пенсии в 2021 году: законодательная база, изменения

В соответствии со статьей 6.1. Закона № с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств — не менее 200 млн рублей.

Создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. НПФ подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом №

Акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Оплата акций путем зачета денежных требований к НПФ не допускается. Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Перечень документов, необходимых для принятия Банком России решения о государственной регистрации НПФ при его создании путем учреждения, установлен пунктом 1.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За государственную регистрацию негосударственного пенсионного фонда уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 4 000 рублей.
Реквизиты для оплаты

НПФ может работать только на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, установлен пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 07.05.1998 № и пунктом 2.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 7 500 рублей.
Реквизиты для оплаты

Документы (копии документов), предусмотренные пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2018 № должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченное подразделение Банка России одновременно с документами, представляемыми для принятия решения о государственной регистрации фонда при его создании путем учреждения, но не позднее одного месяца со дня принятия решения о создании юридического лица.

Сроки рассмотрения Банком России документов:

  • государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда — 30 календарных дней,
  • принятие решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) негосударственному пенсионному фонду — в течение 2 месяцев со дня получения Банком России документов. В случае если Банк России потребует представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более, чем на 30 дней.

Внесение изменений в реестр производится в связи с изменением следующих сведений в отношении каждого включенного в него НПФ:

  • полное и сокращенное фирменные наименования фонда;
  • адрес фонда;
  • ОГРН фонда, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании фонда, ИНН фонда;
  • номер лицензии фонда;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии фонду;
  • наименование органа, предоставившего лицензию фонду;
  • срок действия лицензии фонда;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • информация о действии лицензии фонда (лицензия действует, лицензия аннулирована или действие лицензии прекращено (за исключением случая аннулирования);
  • дата принятия решения об аннулировании лицензии фонда (в случае если лицензия аннулирована);
  • дата и основание прекращения действия лицензии фонда (в случае если прекращение действия не связано с аннулированием лицензии);
  • сведения о включении фонда в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
  • сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию;
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведения об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведения об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда;
  • сведения о переоформлении лицензии фонда и об основании ее переоформления;
  • сведения о выдаче дубликата лицензии фонду.
Читайте также:
Пенсия вдовам военных пенсионеров

Представление НПФ в Банк России заявления о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в реестре в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения изменений, требуется в отношении следующих сведений:

  • номеров телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведений об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведений об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда.

Регулирования деятельности пенсионного обеспечения

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью являются:

  • Минзрасоцразвития России;
  • Банк России.

Уполномоченный федеральный орган и Банк России осуществляет надзор и контроль в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства гос. регулирование деят-ти фондов в области негосуд. пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Список литературы:
п. 1 ст. 34 ФЗ «О НПФ»

Гос. регулирование деят-ти НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и его участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ, осуществляет Минтруда и соцзащиты Российской Федерации;

Список литературы:
подп. 1. п. 1 Постановления Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти негосуд. пенсионных фондов по негосуд. пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф.у пенсионному страхованию»

Лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является:

  • Банк России.

Банк России при осуществлении своих функций осуществляет лицензирование деят-ти по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Список литературы:
подп. 3 п. Зст. 34 ФЗ “О НПФ”

Органом, осуществляющим уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика является:

  • Банк России.

Вопрос предполагает устаревшее законодательство:
ФСФР как уполномоченный федеральный орган осуществляет уведомительную регистрацию негосуд. пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деят-ть по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Список литературы:
подп. 7 п. 3 Пост. Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669
«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти НПФ по негосуд.у пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф. пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деят-тью» (пункт утратил силу с 01.09.2013)

Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере фин. рынков с 1 сентября 2013 года передаются Банку России (Федеральный закон от23 июля 2013 года № 251-ФЗ).

Действующее законодательство:
Банк России принимает решение о гос. регистрации НПФ, осуществляет взаимодействие по вопросам их гос. регистрации с Фед. налоговой службой, ее территориальными органами (далее – уполномоченный регистрирующий орган), выдает им лицензии, осуществляет регистрацию их правил (изменений в них), ведет реестр НПФ и книгу их гос. регистрации в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Список литературы:
п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ “О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации НПФ, о предоставлении или о переоформлении лицензии НПФ, порядке ведения реестра лицензий, порядке регистрации правил (изменений в правила) НПФ”

Как устроен пенсионный фонд

Тот самый, что выдает пенсию

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Читайте также:
Увольнение в связи с выходом на пенсию: закон, правила

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в городах и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.

Анастасия, Вы считаете что платит работодатель, а я считаю что платит сотрудник. Я понимаю, что для правительства выгодно говорить всем что в РФ самый низкий налог в мире – 13%, а не 43% как на самом деле (13% НДФЛ, 22% пенсионный, 5% ОМС и 3% соц. страх.), поэтому эти налоги и идут, якобы, от работодателя. Когда в зарплатном листке начнут писать “Налог 43%”, вместо “Налог 13%”, вот тогда люди и начнут задумываться.

Вы очень удобно посчитали, даже складывается ощущение, что я сижу на шее у государства и других налогоплательщиков. Еще вы забыли, что я работаю 40 лет, а на пенсии я столько не проживу.

Приведу пример: у меня родственник получал зарплату от 100 000 рублей на руки. Года с 2000 точно. Умер он до пенсии в 2019 году. С 2000 года он заплатил в ПФР (НПФ у него не было) даже если брать минимум 100 000 руб – 5 016 000 рублей. На мой вопрос в Пенсионном фонде насчет этих средств мне сказали, что они пошли на выплаты пенсий другим людям и добавили “Вообще, за вас эти деньги платил работодатель, могли бы и спасибо сказать”.

Отсюда и получается, что эти деньги были присвоены и выплачены другим людям в виде пенсии. Так и живём.

Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!

тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.

Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?

Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья

Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг – Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг – в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг – При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг – Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг – Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг – Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

«Коварные» НПФ. Подводные камни негосударственных пенсионных фондов

Только 8% соотечественников знают про накопительный и страховой компонент пенсии, про индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), говорится в исследовании НПФ Сбербанка и «Рамблера». Что-то о пенсионных баллах и частях пенсий слышали почти треть россиян, но не поняли, как это работает. А половина граждан признались, что пытались разобраться в пенсионной системе, но этот вопрос оказался для них слишком сложным. Вместе с адвокатом Геннадием Нефедовским АиФ.ru доступно рассказывает о негосударственных пенсионных фондах.

Кто имеет право на накопительную пенсию?

Граждане, рожденные в 1967 году и моложе, имеют право на накопительную пенсию (решение они должны были принять до конца 2015 года). Россияне также могут выбирать, где формируется их накопительная пенсия: в государственном ВЭБ.РФ или в любом из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В НПФ инвестированием накопительных пенсий граждан занимаются сторонние управляющие компании, с которыми негосударственный пенсионный фонд заключил договор.

«При формировании накопительной пенсии граждане преследуют две цели: сформировать накопления и обеспечить их доходность на уровне не ниже инфляции, а в случае грамотной инвестиционной политики выбранного пенсионного фонда преумножить свои накопления за счет высокого дохода», — подчеркивает Нефедовский.

Напомним, с 2014 года накопительные пенсии россиян заморожены — накопительный компонент направляется в ПФР России, на выплаты нынешним пенсионерам. Таким образом правительство экономит сотни миллиардов рублей в год. Впрочем, негосударственные пенсионные фонды не бедствуют. В прошлом году с каждых 3,6 рубля, заработанных в виде инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям россиян, НПФ брали себе по 1 рублю, говорится в «Обзоре ключевых показателей НПФ» за 2020 год, на который ссылается «Коммерсантъ». В общей сложности доход частных фондов составил более 198 миллиардов рублей.

Инвестиционная политика

«Как правило, ВЭБ.РФ не вкладывает денежные средства накопительных пенсий в высокорискованные активы, инвестируя только в депозиты, облигации и государственные бумаги. Доходность его портфелей обычно превышает инфляцию, однако не позволяет рассчитывать на существенное увеличение размера накопительной пенсии», — объясняет Нефедовский.

А управляющие компании негосударственных пенсионных фондов придерживаются иной инвестиционной политики: они позволяют инвестировать часть денежных средств в более рискованные и в перспективе более доходные активы, например акции, в зависимости от котировки которых возможно получение как существенной прибыли, так и значительных убытков. Иными словами, выбрав негосударственный пенсионный фонд, нужно быть готовым к тому, что ожидаемый доход к выходу на пенсию можно и не получить.

Гарантии

Все накопления (сумма взносов без инвестиционного дохода) в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) гарантированы государством. «Государственная управляющая компания ВЭБ.РФ по определению не может лишиться лицензии или обанкротиться, тогда как у НПФ возможен отзыв лицензии. Негосударственный пенсионный фонд может быть признан банкротом — в этом случае денежные средства из НПФ, являющегося участником системы страхования, будут переведены в ПФР, однако инвестиционный доход может быть утерян», — предупреждает Нефедовский.

Порядок выплаты накопительной пенсии

Накопительная пенсия в любом случае будет выплачиваться только по достижении гражданином пенсионного возраста.

В случае смерти гражданина его правопреемники не смогут получить назначенную пожизненную выплату накопительной пенсии, однако наследование пенсионных накоплений по закону осуществляется независимо от способа формирования накопительной пенсии — в государственном Пенсионном фонде или НПФ, говорит адвокат.

На что обратить внимание при выборе НПФ?

Чтобы не столкнуться с организациями-мошенниками, выдающих себя за НПФ, следует проверить наличие лицензии на сайте Банка России.

  • Уточните, является ли НПФ участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.
  • Также стоит обратить внимание на срок существования НПФ, величину его собственных средств, объем средств под управлением НПФ и количество застрахованных лиц. Эта информация должна быть опубликована на сайте негосударственного пенсионного фонда.
  • Оцените доходность НПФ за предыдущие годы. Лучше выбирать НПФ, показатели доходности которого превышают уровень инфляции (при этом учитывайте, что доходность фондов на сайте Банка России указывается до вычета из показателей комиссий и платежей фонда, чистая доходность указывается только на сайтах самих НПФ).

«Запомните: в условиях нестабильности экономики ни один пенсионный фонд, будь то государственный или негосударственный, не могут гарантировать доходность в будущем. При выборе негосударственного пенсионного фонда важно учитывать не только доходность, но и надежность», — подчеркивает Нефедовский.

Важно: граждане могут неограниченное количество менять негосударственные пенсионные фонды или перевести пенсионные накопления в ПФР. Но здесь следует учитывать, что перевод денежных средств без потери инвестиционного дохода возможен один раз в пять лет.

«Поскольку фонды инвестируют денежные средства, в том числе и в долгосрочные проекты с повышенной доходностью, при расторжении с договора вероятно получение фондом убытков, поэтому необходимо уточнить сумму внесенных денежных средств и сумму инвестиционного дохода», — резюмирует эксперт.

​Негосударственный пенсионный фонд – что это?

Каждый из нас надеется на достойную, обеспеченную старость. Судя по нынешнему поколению пенсионеров, государство не всегда может удовлетворить даже самые простые потребности пожилых людей. К счастью, на сегодняшний день у россиян есть возможность самостоятельно решать, какой будет их пенсия, прибегнув к помощи специальной организации под названием негосударственный пенсионный фонд. Стоит ли доверять подобным структурам, и каким образом они помогут скрасить старость?

Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации соцобеспечения, которая специализируется на осуществлении обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Следует отметить, что в 2014 году в законодательство было изменение, согласно которому негосударственным пенсионным фондам необходимо пройти особую проверку ЦБ, процедуру акционирования и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений.

Можно выделить следующие виды деятельности НПФ:

  • негосударственное пенсионное обеспечение;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • профессиональное пенсионное страхование.

В 2010 году общая структура пенсии россиян была существенно видоизменена. На данный момент она включает в себя страховую и накопительную части. Согласно действующим законам, работодатели должны отчислять на страховую часть 16% всего фонда оплаты труда. Эти средства используются для выплаты пенсий и пособий нынешним пенсионерам. Еще 6% ФОТ перечисляются в качестве накопительной части, которую гражданин имеет право использовать по своему усмотрению. Именно ее можно передать в распоряжение НПФ.

Как правило, пенсионный фонд постоянно инвестирует накопительную часть и начисляет на счет клиента часть полученного таким образом дохода. Условия инвестирования и, соответственно, возможные риски подробно описываются в договоре. Cредняя доходность инвестиционных инструментов НПФ может существенно превышать показатели эффективности государственного Пенсионного фонда России, т.е. при аналогичных взносах размер пенсионных накоплений клиентов НПФ зачастую значительно больше, чем у граждан, пользующихся стандартной схемой пенсионного обслуживания.

При заключении договора НПО у клиента есть возможность самостоятельно выработать наиболее приемлемую для него схему пенсионного обеспечения. Все средства, которые клиент перечисляет негосударственному пенсионному фонду в рамках подобного договора, будут отражены на его индивидуальном лицевом счете, который обычно можно просмотреть на официальном сайте. В дальнейшем они используются фондом в качестве инвестиционного капитала.

Особое внимание следует уделить, так называемому, профессиональному пенсионному обеспечению, которое обеспечивает особые условия пенсионного обслуживания для представителей целого ряда профессий. К сожалению, развитие подобных услуг в России сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы.

Стоит ли опасаться НПФ?

Многие люди относятся с предубеждением к негосударственным структурам и боятся передавать им свои деньги. При этом работа НПФ строго регулируется законодательством и контролируется большим количеством государственных структур.

Для того, чтобы выбрать наиболее эффективный негосударственный пенсионный фонд, изучите отзывы и рейтинги, которые составляют различного рода финансовые издания и институты. Подобные оценки позволяют оценить не то только качество обслуживания и доходность того или иного фонда, но и удостовериться в его надежности. При этом риск натолкнуться на мошенников в данной сфере чрезвычайно невелики ввиду жестких условий лицензирования подобной деятельности.

Центробанк в 2021 году приводит следующий рейтинг НПФ:

  • «Сбербанк»
  • «ВТБ»
  • «ГАЗФОНД»
  • НЕФТЕГАРАНТ
  • «Атомгарант»
  • «Альянс»
  • «Алмазная осень»
  • «Сургутнефтегаз»
  • «Ренессанс пенсии»
  • «Социум»

Что такое НПФ (негосударственный пенсионный фонд)?

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов и Банка России. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Банка России и АСВ, по состоянию на июнь 2021 года лицензию имели 41 НПФ, из которых 28 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
290 289 252 235 165 151 146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 68 47

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.

Как выбрать НПФ?

Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:

  • проверить наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
  • убедиться, что НПФ входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны участвовать и в системе гарантирования;
  • посмотреть актуальный рейтинг НПФ. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
  • посмотреть количество застрахованных лиц, объем средств под управлением и объем собственного имущества. Такие рэнкинги есть на сайте «Национального рейтингового агентства». Кроме того, посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность» на нашем сайте;
  • сравнить доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим вкладчикам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность». Однако необходимо помнить, что заработанная в прошлом доходность не может быть гарантирована в будущем!

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: