Обязательное государственное пенсионное страхование

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
“Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 18, 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 8, 28 декабря 2010 г., 3 июня, 1, 11 июля, 7, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 3 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 2 апреля, 28 июня, 21 июля, 29 ноября, 1, 31 декабря 2014 г., 13 июля, 28 ноября, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 июня, 29 июля, 20, 28 декабря 2017 г., 23 апреля, 27 июня, 3 августа, 3 октября, 27, 28 ноября, 11 декабря 2018 г., 16 декабря 2019 г., 1 апреля, 8, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 30 апреля, 26 мая, 11 июня 2021 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Определяются субъекты правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности. Устанавливаются тарифы страховых взносов, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и дифференцируемые в зависимости от категорий страхователей. В 2002-2005 годах для отдельных категорий страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются иные ставки страховых взносов. Расчетный период равен 1 календарному году. Устанавливаются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов страхователями.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в “Российской газете” от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 настоящего Федерального закона во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 мая 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 462-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам

Читайте также:
Социальная пенсия по старости: кому полагается, нужные документы

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений в пункт 2 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в подпункт 4 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 2.1 статьи 22, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в статью 22, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 304-ФЗ

Положения пункта 2 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 304-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
При выходе на пенсию какие положены выплаты?

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 157-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
Читайте также:
Страховая пенсия инвалидам

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.07.2004 № 70-ФЗ, от 02.12.2004 № 155-ФЗ, от 02.12.2004 № 157-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 04.11.2005 № 137-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 14.07.2008 № 117-ФЗ, от 22.07.2008 № 146-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 304-ФЗ, от 18.07.2009 № 185-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 08.12.2010 № 339-ФЗ, от 28.12.2010 № 428-ФЗ, от 28.12.2010 № 432-ФЗ, от 03.06.2011 № 118-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 30.11.2011 № 359-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 03.12.2012 № 242-ФЗ, от 03.12.2012 № 243-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 211-ФЗ, от 23.07.2013 № 237-ФЗ, от 04.12.2013 № 351-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 02.04.2014 № 59-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 406-ФЗ, от 01.12.2014 № 410-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 28.11.2015 № 347-ФЗ, от 14.12.2015 № 373-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 19.12.2016 № 438-ФЗ, от 19.12.2016 № 447-ФЗ, от 19.12.2016 № 456-ФЗ, от 07.06.2017 № 114-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 20.12.2017 № 413-ФЗ, от 28.12.2017 № 428-ФЗ, от 28.12.2017 № 436-ФЗ, от 23.04.2018 № 104-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.08.2018 № 306-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 28.11.2018 № 441-ФЗ, от 11.12.2018 № 462-ФЗ, от 16.12.2019 № 435-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ, от 01.04.2020 № 102-ФЗ, от 08.12.2020 № 405-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ, от 24.02.2021 № 20-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 26.05.2021 № 151-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Читайте также:
Выплата страховой части пенсии - законодательство, документы

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ “О накопительной пенсии” и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Читайте также:
Негосударственный Пенсионный Фонд: структура, работа

Статья 31. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

(Статья введена – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 19.07.2007 № 140-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 – 7 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), временно пребывающие на территории Российской Федерации: (В редакции федеральных законов от 20.07.2004 № 70-ФЗ; от 03.12.2011 № 379-ФЗ; от 03.12.2012 № 243-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”); (В редакции федеральных законов от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ)

Читайте также:
Где жить на пенсии: страны, рейтинг, обзор

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2020 № 502-ФЗ)

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

применяющие специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (Абзац введен – Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

священнослужители; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) фиксированная выплата к страховой пенсии;

5) накопительная пенсия;

6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

В ПФР рассказали, как получить страховую пенсию

“В 2021 году право на страховую пенсию имеют женщины, родившиеся в первом полугодии 1965 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1960 года”, – отметили в Пенсионном фонде.

При этом количество пенсионных коэффициентов зависит от суммы страховых взносов, перечисленных за сотрудника работодателем: чем выше официальная зарплата, тем больше работодатель перечисляет взносов на будущую пенсию. Так, в прошлом году для назначения пенсии необходимо было иметь не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициента. В 2021 году требования увеличились – не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.

“Ежегодно количество стажа и пенсионных коэффициентов будет увеличиваться, пока не станет равным 15 и 30 соответственно”, – добавили в ПФР.

Если пенсионных коэффициентов и стажа не будет хватать, назначение пенсии отодвинется на тот срок, пока требуемое количество не будет “заработано”. Если по истечении пяти лет после достижения пенсионного возраста этого достичь не удастся, то вместо страховой пенсии будет назначена социальная.

Как меняются выплаты пенсионерам после увольнения

После увольнения с работы пенсионер имеет право на перерасчет пенсии. Об этом напомнили в отделении ПФР по Калининградской области.

“Перерасчет пенсии происходит через три месяца после увольнения. Например, гражданин уволился в августе текущего года. Следовательно, новый размер пенсии он получит в декабре с доплатой за три месяца”, – пояснили в ПФР.

Перерасчет выплат производится автоматически на основании данных, поступивших от работодателя.

Когда повышаются пенсии в России

В течение года есть несколько дат, когда Пенсионный фонд производит перерасчеты выплат. Об этом напомнили в отделении ПФР по Кабардино-Балкарской Республике. Так, 1 января индексируются страховые пенсии большинства пенсионеров. В свою очередь, 1 апреля повышаются пенсии по государственному обеспечению, включая социальные.

“Другой такой датой является 1 августа, когда Пенсионный фонд повышает страховые пенсии работающих пенсионеров, а также выплаты пенсионных накоплений по результатам полученной инвестиционной доходности”, – отметили в ПФР.

При этом повышение пенсии в связи с такими событиями, как достижение 80-летнего возраста, приобретение так называемого северного стажа или увольнение с работы, не привязано к дате и назначается при наступлении соответствующих обстоятельств.

Как декретный отпуск и служба в армии влияют на пенсию

Социально значимые периоды жизни, во время которых человек был вынужден не работать, засчитываются в страховой стаж. Об этом напомнили в отделении ПФР по Калининградской области.

“Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР”, – пояснили в Пенсионном фонде.

К нестраховым периодам относятся:

– прохождение военной службы по призыву;

– получение пособия по обязательному пенсионному страхованию в период временной нетрудоспособности;

– уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет (не более шести лет в общей сложности);

– получение пособия по безработице;

– уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

– проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности (не более пяти лет).

За каждый полный календарный год такого периода при расчете размера пенсии устанавливается коэффициент 1,8. Дополнительно устанавливается коэффициент за периоды ухода за детьми (3,6 – в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 – в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения им возраста полутора лет).

Читайте также:
Накопительные пенсии: материнский капитал

Как оформить пенсию через работодателя

Работодатель имеет право обращаться в Пенсионный фонд за установлением страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним. Для этого необходимо письменное согласие работника, сообщили в отделении ПФР по Москве и Московской области.

Уточняется, что заявление и документы граждан, необходимые для назначения пенсии, направляются кадровой службой организации в территориальные органы ПФР в электронном виде. Это позволяет как экономить время самих граждан, так и сокращает сроки назначения пенсий.

Если трудовой стаж в другом государстве Пенсионные системы России и Украины схожи, о чем свидетельствуют измененный размер пособий в соседнем государстве, обновленные требования к стажу, тенденция повышения пенсионного возраста и ежегодная индексация выплат. По случайному совпадению последний этап реформы в обеих странах придется на 2028 год. Согласно статистическим данным за 2021 год, средний размер пенсии в Украине составляет 9623 рубля, что ниже показателей в России (15 744 рубля) на 6121 рубль.

В Казахстане активно действует адресная социальная помощь, рассчитанная на граждан с критически низким доходом. Размер среднестатистической пенсии в Казахстане составил 17 154 рубля, что выше показателей в России на 1410 рублей.

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз.

Исходя из положений соглашения, теперь можно оформить пенсию в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС. В случае если пенсионер имеет стаж в двух или более государствах, каждая страна будет платить свою долю выплат.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.

Немного истории

В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено

Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.

Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.

Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:

  • государственные пенсии (выплачиваются военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам);
  • негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – оно формируется в НПФ работодателями для своих сотрудников или самими гражданами на добровольной основе.

Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться

Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.

Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.

КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.

СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.

Чтобы узнать о состоянии своего лицевого счета, нужно заказать выписку. Это можно сделать в ходе личного визита в отделение ПФР или МФЦ, а также на сайте ПФР. Чтобы получить доступ в «Личный кабинет» на сайте, достаточно:

  • посетить отделение ПФР по месту жительства с паспортом на руках;
  • авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации, то есть учетную запись Госуслуг.
Читайте также:
Пенсия в области: минимум, доплаты к пенсиям, регионы

Виды пенсий в системе ОПС

Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.

ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).

А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.

До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.

Как считаются взносы в ОПС

Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.

Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.

Обязательное пенсионное страхование

  • Что такое ОПС
  • Как увеличить накопительную пенсию
  • Начать получать выплаты
  • Правопреемникам

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — это государственная система пенсионного обеспечения, введенная в нашей стране с 2002 г., при которой работодатель обязан за своих работников уплачивать страховые взносы, а у работника, за периоды трудовой деятельности, формируется право на назначение и получение пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста.

В системе ОПС формируется два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховые взносы, уплачиваемые работодателем в систему ОПС, начиная с 2014 г. направляются на формирование страховой пенсии.

Накопительная пенсия продолжает прирастать только за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений

Накопительная пенсия — формируется за счет страховых взносов и дохода от их инвестирования. До 2014 года страховые взносы зачислялись в размере 6% из 22% от ФОТ, уплаченных работодателем. В настоящее время все взносы учитываются для страховой пенсии. Взносы и доход совокупно составляют средства пенсионных накоплений (СПН). Чем больше инвестиционный доход, тем больше СПН и больше накопительная пенсия.

Накопительная пенсия (средства пенсионных накоплений) подлежит выплате наследникам (правопреемникам).

Как увеличить накопительную пенсию

Важно

АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» доверили формирование накопительной пенсии более 4,1 млн. человек. Под управлением Фонда находится свыше 240 млрд. руб. Ежемесячно Фонд выплачивает за счет средств пенсионных накоплений около 100 млн. руб.

Вы можете передать под управление Фонда ваши средства пенсионных накоплений и вашу будущую накопительную пенсию

Для перевода накопительной пенсии в НПФ «БУДУЩЕЕ» вам необходимо:

С собой необходимо взять:

  • Паспорт
  • СНИЛС

Как еще можно увеличить накопительную пенсию

Вы можете направить материнский капитал (полностью или любую его часть) на формирование накопительной пенсии. Эти средства будут инвестироваться в составе средств пенсионных накоплений и прирастать за счет дохода, что существенно увеличит размер будущей накопительной пенсии. Материнский капитал подлежит выплате правопреемникам (наследуется).

Программа действует на протяжении 10 лет для застрахованных лиц, которые в период до 31 декабря 2014 г. подали заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 г. сделали первый взнос.*

Вопросы и ответы

Накопительная пенсия – это ежемесячная денежная выплата застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости. Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

  • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от фонда оплаты труда (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
  • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
  • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
  • Результата от инвестирования указанных выше средств.

Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

  • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от заработной платы застрахованного лица (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
  • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
  • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
  • Результата от инвестирования указанных выше средств.
Читайте также:
При выходе на пенсию какие положены выплаты?

У Вас есть право на бесплатное получение один раз в год информации о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии, указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей

общего пользования, в том числе сети “Интернет”, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Запрос информации о состоянии счета Вы можете направить почтовым отправлением по адресу: 162614, Вологодская обл., г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 53А, а также через интернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется на сайте Фонда .

Форма информирования о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 12.02.2018 №53п

Если вы не делали выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то ваши пенсионные накопления инвестируются ПФР через государственную управляющую компанию (ГУК ВЭБ). Даже если вы не выбирали формирование накопительной пенсии, сформированными на счете в ПФР с 2002 по 2015 гг. средствами пенсионных накоплений вы имеете право распорядиться и перевести в выбранный вами НПФ.
Если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начисляются с 1 января 2014 года, то вы можете выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Если в отношении вас с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), вы вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на ОПС.

1) Заключите договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ «БУДУЩЕЕ».
2) Не позднее 1 декабря текущего года подайте в ПФР заявление о переходе (о досрочном переходе) одним из следующих способов:

  • обратившись в территориальный орган ПФР лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.
  • через единый портал государственных и муниципальных услуг (портал «Госуслуги»). Обращаем внимание, что для использования данного способа вам необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги». Заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В личном кабинете на портале «Госуслуги» вы также сможете отслеживать информацию о всех поданных вами заявлениях о переходе.

Внимание! Если в текущем году вы уже направили заявление о переходе к другому страховщику, то перед подачей заявления о переходе в НПФ «БУДУЩЕЕ» нужно направить в ПФР уведомление об отказе от смены страховщика. Информацию обо всех поданных заявлениях и уведомлениях вы можете получить на портале «Госуслуги» или в территориальном отделении ПФР.

Перевести пенсионные накопления в другой фонд можно подав заявление о переходе (досрочном переходе) в ПФР через территориальное отделение ПФР или через портал «Госуслуги». Обратите внимание, что при досрочной смене НПФ чаще одного раза в пять лет, вы можете потерять сумму инвестиционного дохода, которую фонд заработал для вас. Уточнить сумму теряемого инвестиционного дохода вы можете по телефону бесплатной горячей линии АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» 8 (800) 555-0-555, а с 2019 года в личном кабинете клиента на сайте фонда www.npff.ru и на портале «Госуслуги».

Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором должно быть удовлетворено заявление о переходе, подайте в ПФР уведомление об отказе от смены / о замене страховщика. Подать уведомление вы можете, обратившись в территориальный орган ПФР лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо через портал «Госуслуги». Получить информацию обо всех поданных уведомлениях вы можете на портале «Госуслуги» или в территориальном органе ПФР.

Кому положена государственная пенсия

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

Читайте также:
Страховая пенсия инвалидам

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно. При этом страховую пенсию госслужащие получают по «своему» пенсионному возрасту.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

В 2021 году социальная пенсия составляет в среднем 10,2 тыс. руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: